Статьи

Вежливости в автошколе не научат…

Shukshin

Алексей Шукшин работает генеральным директором автошколы «Автомобилист» 6 лет, а до этого 21 год был заместителем директора в этой же школе. Здесь готовят водителей всех категорий, и проводят соревнования для профессионалов – как водителей, так и инструкторов. Поэтому можно сказать, что Алексей Андреевич знает о тюменских водителях и их подготовке, без преувеличения, очень много. Почти все.
 
- Я не могу сказать, что в Тюмени самые корректные водители – встречаются все же сообщения о драках на парковках и в пробке. Но это, скорее, исключение. И, если сравнивать с другими городами – наши все-таки более корректные, чем, например, в Екатеринбурге. Скажем, едешь в плотном потоке, не успел перестроиться в нужный ряд заранее, открыл окно, помахал рукой – всегда пустят в нужный ряд.
Хорошие у нас водители.
 
- С первого взгляда никогда не определишь, кто легко освоит машину, а кто будет мучиться. Помню, был еще замом, попросили меня позаниматься с одной начальницей. Умнейшая женщина, ПДД выучила за три дня, очень умная, потрясающая память, но никак не могла научиться вовремя переключать передачи, совершать маневры – это просто страшно подумать, сколько времени мы на это потратили! В итоге, конечно, она научилась ездить, но я от человека с таким складом характера ожидал другого результата.
 
- Часто говорят, что количество ДТП – это результат некачественных работ автошкол, вот даже с 5 ноября новые поправки к закону отменяют возможность сдачи экзаменов в ГИБДД после самоподготовки. А я думаю, что, конечно, автошкола должна дать знания по правилам, навыки езды –но все же значительная часть ДТП совершается потому, что люди ведут себя на дороге некорректно: кто-то лихачит, кто-то садится за руль нетрезвым, кто-то из принципа не пропускает другое транспортное средство. Этому автошкола не научит, это с детства должно прививаться – культура общения.
 
- На автомобилях сейчас ездят вообще все, кто решил ездить. Может, у человека есть психическое заболевание, но он никогда к врачу не обращался – вот и не стоит на учете. Если алкоголизм или наркоманию лечить анонимно – тоже не ставят на учет. И что мы в итоге имеем на дорогах? Человеку, чтобы управлять тепловозом или самолетом, приходится не только справку о здоровье приносить, но и проходить психологические тесты – готов ли он к этому. А на автомобилях ездят вообще все. Не думаю, что когда-то мы придем к подобному тестированию, но я был бы только за…
 
- Я видел случаи (давно, правда), когда водительские права просто дарили. Я думаю, в случае ДТП смерть или травма человека будет и на совести того, кто дарил, и кто подписывал такие права.
 
- Пешеходов тоже надо учить обязательно! Да, водители управляют средством повышенной опасности, как сказано в ПДД. Но там же сказано: «Пешеход обязан убедиться в безопасности перехода». А у нас люди сейчас как делают? Походят к переходу и идут, не глядя. А ведь сейчас разрешенная в городе скорость – 60 км/ч, и до 80 км/ч можно ехать без штрафа. И если человек за рулем не заметил пешехода (а это легко, если пешеход вышел из-за кустов, из-за другого транспортного средства, или в сумерках, либо если водитель ехал, например, в состоянии стресса, что тоже не редкость) – то виноват обычно не только водитель. Надо убедиться, что вас заметили и пропускают. Очень советую, кстати, на одежду повесить светоотражающие наклейки. В темное время суток это может спасти жизнь.
 
- В советское время учили строение автомобиля полностью – потому что не было такого количества сервисов, и каждый автовладелец обычно сам машину и ремонтировал. Сейчас в этом нет необходимости, но, я считаю, некоторые узлы и механизмы знать надо. Например, коробку передач, тормозную систему. Потому что иногда нужно останавливать машину не тормозами, бывает такая необходимость. И если не понимать принципы работы техники – то сделать это сложно.
 
- Праворукие машины – для стран с правосторонним движением. Полноценный обгон можно совершить или с риском для жизни или если есть достаточное расстояние, чтобы оценить ситуацию. А оно есть не всегда. Зачем рисковать? На рынке сейчас много разных авто, можно выбрать. Сам езжу на «Рено».
 
- У меня у самого трое детей, правда, они уже взрослые, и двое работают вместе со мной. И я очень тяжело переживаю, когда слышу о ДТП с детьми. Ну, ладно, ты сел за руль пьяный – но ребенок-то чем виноват? Ведь ты сидишь за рулем не сам по себе – за тобой семья! Это надо понимать обязательно! Ты отвечаешь не только за себя, при этом ребенок обычно доверяет папе, и ничего не возражает. А папа возьмет – и попадет в ДТП по своей глупости. Или вот говорят, что ребенок не хочет сидеть в автокресле, а хочет бегать по салону. Но он ведь и сам пострадает больше, если что-то случится, к тому же, может водителя отвлечь и спровоцировать ДТП. Как так получается, что большинство детей сидят в креслах, а некоторые отказываются? Получается, одни родители могут детей приучить – а другие не хотят?
 
- Инструктор – это очень тяжелая профессия, и хороший инструктор – это штучный товар, можно сказать. В Германии инструктора учатся за деньги, проходят отбор, в результате которого остается работать только 40% тех, кто пришел учиться. У нас практически любой может стать инструктором. И это плохо. Мы проводили недавно соревнования среди инструкторов разных школ, был наблюдатель из Москвы Владимир Иванович Чуков, он тоже всю жизнь готовит водителей – так он просто за голову взялся. Знаете, выяснилось, что значительное их количество не может сдать теоретический экзамен, который сдают наши абитуриенты! Были люди, которые отвечали на 11 билетов из 20! Конечно, это не из нашей школы люди – но они ведь тоже готовят водителей… Были те, кто не мог сделать фигуры на автодроме. Еще одна проблема: сейчас за руль садится достаточно большое количество женщин, людей с высшим образованием. А инструктора, как правило, это не педагоги, а просто водители, и им не хватает словарного запаса, чтобы объяснить ту или иную ситуацию, правило, дать рекомендацию…
Мы в своей школе проводим учебы для инструкторов, планерки, экзамены они сдают, и понимаем, что проблем много. А иногда общаешься с коллегами, другими директорами, и они говорят, что у них нет проблем. В такие моменты я понимаю, что эти руководители просто не разговаривают с подчиненными о работе.
 
- Вообще, знание правил может спасти не только жизнь, но и деньги. Помню, меня как-то остановили сотрудники ГИБДД, попытались оштрафовать за якобы неправильный левый поворот. Причем там на двоих моих знакомых водителей уже составлялись протоколы – они раньше меня проехали. Я сказал, что здесь поворот разрешен, мы нашли в правилах мою формулировку и не нашли формулировку работников ГИБДД. Посмеялись – и меня отпустили… Те двое водителей спорили: «Мы ведь так же проехали!» А им отвечали: «Но на вас уже протоколы составлены – учите ПДД!»
 
- Я против того, чтобы водители друг другу мигали фарами, если видят ГИБДД. Сейчас у нас разрешенная скорость на трассе – 90 км/ч, можно ехать без штрафа до 110 км/ч. А больше 110 км/ч гнать просто опасно! И мигают ведь обычно кому? Кто летит 130-150 и больше! Так, может, пусть его остановят и объяснят, что так нельзя ездить, что он таким своим поведением создает угрозу для других участников движения?
 
- День автомобилиста я буду встречать на соревнованиях в Новосибирске – везу небольшую команду водителей автобусов. Обычно мы привозим призовые места, надеемся на победу и в этот раз.
 
Записала Елена Майсюк.